Самозанятость — самый простой и быстрый способ легализовать свой доход. Рассказываем, как оформить самозанятость и кому это подойдет.

Что такое самозанятость
Самозанятость — это специальный налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) для тех, кто работает на себя без наемных сотрудников, получает оплату напрямую от клиентов и платит с нее налог: 4 % при расчетах с физическими лицами и 6 % — с юридическими и ИП.
Эксперимент по установлению НПД начался в России в 2019 году и продлится десять лет. В течение этого времени все, кто оказывает услуги, сдает недвижимость или продает товары, могут стать самозанятыми и легализовать свою деятельность, не открывая ИП.
Требования к самозанятому
Чтобы перейти на специальный налоговый режим, нужно соответствовать нескольким требованиям:
- гражданство РФ или других государств ЕАЭС (с разрешением на работу в России);
- возраст от 14 лет;
- отсутствие наемных работников;
- годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей;
- деятельность, разрешенная законом № 422-ФЗ.
Последний пункт очень важен. Несмотря на обширный список разрешенных профессий от стилиста до разработчика, ограничения все же есть. Самозанятость нельзя открыть, если вы:
- продаете подакцизные товары (алкогольные напитки, табак, легковые автомобили, бензин и прочие);
- перепродаете чужие товары;
- добываете полезные ископаемые;
- ведете нотариальную или адвокатскую деятельность;
- занимаетесь майнингом и реализуете цифровую валюту.
Как оформить самозанятость
Есть четыре способа открыть самозанятость: через приложение «Мой налог», личный кабинет на сайте ФНС, через Госуслуги и банк-партнер. Их все объединяет скорость, минимум документов и ноль походов в налоговую.
Как открыть самозанятость через приложение «Мой налог»
«Мой налог» — официальное приложение ФНС, разработанное специально для самозанятых. В нем регистрируют доходы, формируют чеки для клиентов и уплачивают налоги. В приложении автоматически рассчитывается сумма налога и приходят уведомления. Также в нем можно заказывать справки о доходах и работать с финансовой аналитикой.

Переход на режим НПД через «Мой налог» займет не больше 10 минут:
- Скачайте приложение «Мой налог» в RuStore, GooglePlay или AppStore.
- Выберите режим регистрации: по паспорту гражданина РФ, через Личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги. В первом случае приложение попросит отсканировать паспорт и сделать фотографию (селфи). При входе через личный кабинет налогоплательщика потребуется ИНН и пароль, через Госуслуги — логин и пароль от учетной записи.
- Подтвердите мобильный телефон.
- Выберите регион, в котором будете работать.
- Подтвердите регистрацию.
Как открыть самозанятость через личный кабинет налогоплательщика
Личный кабинет налогоплательщика — электронный сервис ФНС, через который можно взаимодействовать с налоговыми органами. Для регистрации самозанятости:
- Войдите в личный кабинет физического лица по ИНН и паролю.
- Перейдите в раздел «Налог на профессиональный доход» и нажмите «Стать самозанятым».
- Заполните заявление и подтвердите регистрацию.
- Дождитесь уведомления о постановке на учет в личном кабинете и на электронной почте.
Как открыть самозанятость через Госуслуги
- Зайдите в учетную запись на Госуслугах через мобильное приложение или веб-версию.
- Откройте раздел «Услуги», найдите в нем «Штрафы и налоги» и выберите пункт «Регистрация в качестве самозанятого».
- Проверьте данные и выберите регион деятельности.
- Подайте заявление.
Как открыть самозанятость через банк-партнер
Некоторые банки предлагают своим клиентам возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого. Их список можно найти в перечне кредитных организаций, предоставляющих такую возможность.
- Проверьте, можно ли оформить самозанятость через ваш банк.
- Найдите в приложении банка раздел «Самозанятость», «Свое дело» или «НПД».
- Проверьте правильность данных, которые заполнит банк.
- Отправьте заявку.
- Дождитесь обработки заявки (как правило, это занимает несколько минут, редко — до пяти рабочих дней).
После того как вы перешли на режим НПД, нужно выбрать вид деятельности, которым вы занимаетесь. Приложение «Мой налог» предлагает десятки вариантов в таких сферах, как IT, строительство, обучение, фото, красота и здоровье, обучение и многое другое.
Как начать работу после открытия самозанятости
После оформления самозанятости осталось только начать работу. Здесь все будет зависеть от специфики вашей деятельности. Вы можете арендовать место на городской ярмарке и продавать самодельные сувениры, заниматься ремонтом бытовой техники на дому или верстать лендинги на заказ. Это может быть как основным источником вашего дохода, так и дополнительным.
Если параллельно с самозанятостью вы оформлены по ТК (или работали раньше), то не можете оказывать услуги своему непосредственному работодателю. Делать это можно только спустя два года после увольнения.
Формат работы с клиентом во многом зависит от его юридического статуса. При работе с компаниями и организациями, как правило, потребуется подписать договор.
Открывать расчетный счет, регистрировать кассу и нанимать бухгалтера не нужно. Все, что требуется, — вовремя подтверждать доход и формировать электронные чеки в приложении «Мой налог».

Оплату от клиентов можно принимать наличными, переводами на карту или счет. При наличном расчете чек нужно выдавать в момент оплаты, при безналичном — до 9 числа следующего месяца (с указанием даты получения средств).
Как уплачивать налог на профессиональную деятельность
Уплачивать налог можно в этом же приложении либо в приложении банка, если вы оформляли самозанятость там. НПД рассчитывается автоматически после того, как вы выдали чек.

Налоговая присылает уведомление о начислении налога не позднее 12 числа. Уплатить его нужно не позднее 28 числа следующего за налоговым периодом месяца.
Если не платить налог вовремя, налоговая начислит штраф — первые 30 дней пени составляют 1/300 ключевой ставки ежедневно, с 31-го дня ставка увеличится до 1/150.
НПД начисляют только за средства, отраженные в чеках из приложения «Мой налог». Остальные поступления на карту налогом не облагаются, поэтому открывать отдельную карту не нужно.
Меры поддержки для самозанятых
Кроме льготной налоговой ставки, самозанятым доступны и другие меры поддержки. Среди них — налоговый вычет в размере 10 000 рублей на оплату налога. Отдельно оформлять его не нужно, достаточно открыть самозанятость. Пока сумма не будет израсходована, вы будете платить 3 % с доходов от физических лиц и 4 % — от юридических. Получить ее можно только один раз. Если потратить вычет, закрыть самозанятость, а потом зарегистрироваться вновь, его больше не дадут.

Также государство помогает самозанятым развивать собственное дело. Например, вы можете получить стартовый капитал на развитие бизнеса, бесплатно арендовать помещение и работать в коворкинге.
Как закрыть самозанятость
Перестать быть самозанятым можно в любой удобный момент через приложение «Мой налог», на Госуслугах, в личном кабинете налогоплательщика или через банк. После того как вы нажмете на кнопку «Снять себя с учета», в ФНС автоматически сформируется заявление. Не позднее одного рабочего дня вам поступит уведомление о том, что вы больше не самозанятый. Если решите вернуться на специальный налоговый режим, зарегистрируйтесь повторно любым удобным способом.

В некоторых случаях налоговая может принудительно лишить вас статуса самозанятого. Например, если вы превысите лимит по годовому доходу или нарушите одно из требований к самозанятым.
Коротко главном
Для всех, кто хочет работать на себя — оказывать услуги или продавать товары собственного производства, в РФ есть специальный налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) или самозанятость.
Самозанятость можно оформить онлайн за несколько минут через приложение «Мой налог», личный кабинет налогоплательщика, портал Госуслуги или приложение банка-партнера. Понадобятся только паспорт и ИНН.
Чтобы стать самозанятым, нужно соответствовать нескольким требованиям: иметь гражданство РФ или стран ЕАЭС (с разрешением на работу в России), быть старше 14 лет, не иметь наемных работников, годовой доход от профессиональной деятельности не должен превышать 2,4 млн руб.
Самозанятые платят налог по льготной ставке: 4 % с доходов от физических лиц, 6 % — от юридических. При первой регистрации все получают налоговый вычет — 10 000 руб. Пока он не потрачен, ставка снижается до 3 и 4 % соответственно.
Для работы с клиентами и уплаты налогов не требуется расчетный счет и касса. Достаточно чека, который формируется онлайн в приложении «Мой налог». Сумма, на которую был выдан чек, облагается налогом. Он рассчитывается автоматически.
Самозанятым нельзя продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей, добычей полезных ископаемых и майнингом, вести адвокатскую и нотариальную деятельность.
Если вы решили закрыть самозанятость, это легко сделать на том же ресурсе, где вы регистрировались. Запрос обрабатывается в течение суток. Встать на учет повторно можно в любой момент.