Чтобы устроиться на работу, нужно соответствовать требованиям работодателей. Рассказываем, чего ждут от современных специалистов рекрутеры и какие навыки нужно прокачивать для успешной карьеры.

Что такое «требования» работодателей и какими они бывают
Требования — необходимый для устройства на работу набор из знаний, умений, образования, опыта и других важных для работодателя характеристик. Обычно они перечислены в отдельном блоке в объявлении о вакансии.
Часть требований зависит от конкретной сферы и профессии. Например, для врачей обязательно высшее образование. Сотрудники опасных и вредных производств должны соответствовать показателям по здоровью. Дизайнеры — уметь работать в графических редакторах и так далее.
Но есть и универсальные требования, которые зависят от ситуации на рынке труда, процессов и изменений в мире и обществе, развития информационных технологий.
По данным исследований, в 2025 году среди требований на первый план вышли личные качества специалистов. Оцениваются не только профессиональные знания и уровень подготовки, но и, например, организованность, стремление к постоянному развитию, умение работать в команде и выстраивать коммуникацию с коллегами, партнерами и клиентами.
Среди навыков, необходимых для успешной карьеры, современные работодатели отмечают:
- планирование, управление проектами, тайм-менеджмент, распределение ресурсов и оценка рисков;
- многозадачность;
- аналитическое мышление;
- креативность и умение решать проблемы;
- гибкость и адаптивность;
- быстрая обучаемость;
- владение современными программами и технологиями;
- умение слушать, выражать мысли, разрешать конфликты;
- умение организовать работу команды;
- эмоциональный интеллект.
Самое популярное требование
Высшее образование по-прежнему имеет значение при трудоустройстве. С ним проще строить карьеру, продвигаться по служебной лестнице, больше шансов занять руководящую должность. Обучение в университете — это возможность развить те самые гибкие навыки, которые так ценят работодатели.
85% руководителей считают высшее образование важным фактором при приеме нового сотрудника. А 62% вовсе не готовы рассматривать кандидатов без диплома, если он требуется в описании вакансии.
Профильный вуз обязательно должны окончить врачи, юристы, инженеры и архитекторы, преподаватели и исследователи. Для них диплом — не просто «корочка», а пропуск в профессию.
В других сферах отношение к специальности, прописанной в документах, проще: 77% компаний учитывают только сам факт обучения в вузе. Зато нередко обращают внимание на готовность кандидата пройти профессиональную дополнительное обучение и повысить квалификацию.
В 2025 году недостаточно получить специализацию и выучиться раз и навсегда. Инструменты, технологии, процессы и профессии меняются каждый день. От сотрудников ждут, что они будут готовы к непрерывному образованию. Компании, в свою очередь, не против платить за различные курсы и обучающие программы для своих специалистов.
Требование к обучаемости предполагает, что новички быстро освоятся на работе, а постоянные сотрудники спокойно отнесутся к изменениям — от внедрения нового ПО до принципов управления.
Требования к опыту работы
Требования к опыту работы всегда прописывают в текстах вакансий, его наличие важно для 44% рекрутеров.
Но если опыта пока нет, расстраиваться не стоит. Кадровый голод и нехватка специалистов привели к тому, что сегодня выпускникам стало проще найти работу после окончания вуза: им будут рады в 7 из 10 компаний. Чаще всего молодых специалистов принимает крупный бизнес, промышленность, строительство и IT.
Требование времени
В мире, где технологии проникли во все сферы: бизнес, промышленность, логистику, медицину, образование и торговлю — нужны специалисты, которые с ними на ты. Требования складываются из технических навыков, информационной грамотности, кибербезопасности и сетевого этикета, а также умения использовать искусственный интеллект.
К техническим навыкам относится работа с различными устройствами (компьютеры, планшеты, смартфоны), программами, приложениями и операционными системами. Современные специалисты должны разбираться:
- в офисных пакетах: текстовых редакторах, программах для создания презентаций и электронных таблиц;
- в сервисах для анализа и систематизации больших объемов данных: Google Analytics, Яндекс Метрика и подобных;
- в специализированных программах и корпоративных ПО;
- в облачных сервисах;
- в инструментах для удаленной коммуникации: электронной почте и мессенджерах.
Информационная грамотность заключается в умении искать данные в интернете, правильно оценивать и проверять их достоверность и использовать.
Понимание основ кибербезопасности необходимо, чтобы защищать личные и корпоративные данные, распознавать мошеннические схемы и фишинговые атаки.
Знание сетевой этики и умение правильно вести себя в цифровой среде — залог эффективного общения с коллегами и партнерами в мессенджерах и социальных сетях. А также ответственного использования информации с соблюдением авторских прав и корректного цитирования источников.
Работа с ИИ и нейросетями, понимание принципа их функционирования, грамотное взаимодействие с ними, создание промптов стало важным многим работодателям. Они оценивают готовность соискателя решать с помощью искусственного интеллекта рутинные задачи и оптимизировать процессы.
Универсальные требования
Мир меняется очень быстро, поэтому работодатели обращают внимание на гибкость и адаптивность сотрудников.
Адаптивность — умение приспосабливаться к изменчивым внешним факторам: перестраиваться между разными форматами работы, правилами, способами решения задач и командами.
Гибкость — умение находить новые пути к выполнению своей работы, отказываться от стереотипов, мыслить нестандартно.
Сотрудник с такими качествами способен эффективно выстраивать рабочие процессы, переключаться между задачами и способами их выполнения. Он спокойно воспринимает новшества и вызовы, которые подкидывает ему реальность, и адаптирует свою деятельность под них.
Требование для работы в команде
Эмоциональный интеллект — это способность понимать и интерпретировать эмоции — свои и других людей — и адекватно на них реагировать. К составляющим относятся эмпатия, самоконтроль, мотивация и социальные навыки.
Потребность в специалистах с развитым эмоциональным интеллектом выросла вместе с совершенствованием ИИ и нейросетей. Машины хорошо анализируют данные и оптимизируют рутинные процессы: пишут код, создают иллюстрации и видео, озвучивают тексты и переводят с одного языка на другой. А вот проявить сочувствие, поддержать или по-настоящему мотивировать они неспособны.
Соискатель с развитым эмоциональным интеллектом — ценная находка для работодателя. Он будет создавать дружелюбную и комфортную атмосферу в коллективе, гасить конфликты, повышать продуктивность, легко найдет общий язык с партнерами и клиентами.
Коротко о главном
Современный работник — это не просто исполнитель, а гибкий профессионал, который учится, адаптируется к нововведениям и владеет современными технологиями.
Фокус внимания работодателей смещается на личные качества кандидатов: гибкость, адаптивность, высокий эмоциональный интеллект, обучаемость и готовность к непрерывному образованию.
Цифровая грамотность и умение применять технологии в работе держится в топе требований. От специалистов ждут, что они владеют офисными программами и другими цифровыми инструментами, знают основы кибербезопасности и сетевого этикета, готовы использовать ИИ для оптимизации процессов.
Высшее образование по-прежнему важно при трудоустройстве, особенно когда речь идет о сферах, где невозможно работать без специальной подготовки.
Опыт также занимает ведущие позиции в требованиях к вакансиям. Даже минимальный опыт будет преимуществом для кандидата. Но из-за дефицита квалифицированных сотрудников и кадрового голода молодым специалистам и выпускникам стало проще получить работу. Их охотно принимают на производство, в крупный бизнес, в сферу строительства и IT.