Телефонное интервью не самый распространенный тип собеседований. Из-за этого многие соискатели теряются и не знают, что сказать, когда им звонят рекрутеры. Разбираемся, что представляет собой собеседование по телефону и к каким вопросам нужно быть готовым, чтобы произвести впечатление на будущего работодателя.

Что такое телефонное интервью
Процесс отбора кандидатов называют воронкой найма: как воронка сужается книзу, так и соискателей на каждом следующем круге становится меньше. Телефонное собеседование — один из важных элементов этого процесса, ведь именно оно позволяет рекрутеру быстро отсеять неподходящих кандидатов.
В отличие от видеозвонка и встречи, телефонное интервью занимает минимум времени — около 10–15 минут. За этот срок специалист по найму успевает узнать о соискателе главное и составить первое впечатление. Например, как человек общается, насколько он вежлив, заинтересован ли в работе.

Александра Захарова
CEO HR-консалтингового агентства UNICORN HR BURO
Телефонное интервью — полезный и популярный формат, который помогает отсеять кандидатов, не подходящих по базовым требованиям. Его могут использовать при массовом найме, хотя в таких случаях чаще приглашают на групповое собеседование, где проходит базовый отсев. Оно реже встречается при поиске разработчиков: в сфере IT суперкандидаты уровня «мидл» и выше без энтузиазма воспринимают этот этап отбора. Но в основном соискатели хорошо реагируют на телефонное интервью, ведь они могут задать вопросы потенциальному работодателю и понять, насколько место им подходит, не тратя свое время на неинтересные предложения.
Плюсы и минусы телефонного интервью
У собеседования по телефону есть несколько плюсов, причем не только для работодателей, но и для самих кандидатов. Оно удобно тем, что:
- проходит быстро — не придется вести долгий разговор;
- можно организовать где угодно — в отличие от встречи или онлайн-звонка, для которых нужно особое место;
- не требует визуального контакта — некоторым людям сложно общаться с незнакомцами тет-а-тет.
Однако у такого формата есть и свои недостатки:
- внезапность — рекрутеры не всегда предупреждают о звонке и могут быть застать вас врасплох;
- требует достаточно высокого уровня коммуникативных навыков — не всем удается произвести хорошее впечатление в коротком разговоре;
- отсутствие финального ответа — телефонное интервью используют как промежуточный этап отбора. Поэтому даже при удачном разговоре придется снова пройти собеседование.
Сложные вопросы и как на них отвечать
Задача HR-менеджера в телефонном интервью — понять, подходит ли кандидат по базовым критериям. Поэтому во время такого собеседования чаще всего спрашивают об опыте, образовании, основных навыках.
Но могут быть и каверзные вопросы, ответы на которые лучше продумать заранее.
1. Почему уволились с предыдущего места работы?
Некоторые ошибочно предполагают, что рекрутеру важно узнать, насколько безумным был его бывший начальник и почему в таком коллективе невозможно было работать. На самом деле все эти детали не нужны. А вот что HR-менеджер действительно пытается понять, так это этичность кандидата.

Александра Захарова
CEO HR-консалтингового агентства UNICORN HR BURO
Причину увольнения выясняют, чтобы понять ее адекватность. Например, ушел ли кандидат из-за конфликта или потому, что не выполнял свои обязанности. Рекомендую осторожно отвечать на такие вопросы и не отзываться негативно о предыдущем работодателе. В нашей практике есть кейсы, когда кандидаты даже использовали нецензурную лексику, рассказывая о прошлом опыте. Но это больше говорило о них самих.
Как отвечать?
Спокойно и нейтрально, лучше без упоминания конфликтов. Даже если предыдущий директор был исчадием ада, деликатно сообщите, что на прошлом месте работы вам не хватало перспектив и возможностей для профессионального роста.
2. Что вы знаете о нашей компании?
Редкий работодатель будет в восторге от сотрудника, которому все равно, где работать, — лишь бы платили. Компании важно видеть, что кандидат заинтересован, горит желанием принести пользу и трудиться именно здесь. А для этого нужно выяснить об организации хотя бы минимум информации.
Как отвечать?
До того, как откликнуться на вакансию, узнайте о компании на ее сайте или в соцсетях. Выделите наиболее важные моменты и кратко подчеркните их в разговоре. Если при поиске вакансии заметили, что у компании есть какая-то проблема, которую вы способны решить, обязательно это упомяните. Рекрутерам такое нравится.
3. Каковы ваши зарплатные ожидания?
Компании важно сразу понимать, укладываются ли ваши запросы в ее бюджет. Поэтому уровень зарплаты — один из наиболее популярных вопросов, который прозвучит с большой вероятностью.
Как отвечать?
Определитесь с желаемой суммой заранее, а для этого сначала оцените свою рыночную стоимость.
4. Каких результатов вам удалось достичь?
В телефонном интервью могут использовать упрощенный вариант популярного метода оценки компетенций STAR: S (situation) — ситуация, T (target) — задача, A (action) — действие, R (result) — результат.
От кандидата не требуют подробно рассказать об определенной проблеме и способах ее решения: телефонное собеседование для этого слишком короткое. Однако рекрутер может спросить о последней задаче: сколько времени заняла работа над ней и как удалось ее решить.
Как отвечать?

Александра Захарова
CEO HR-консалтингового агентства UNICORN HR BURO
Ключевое, на что мы обращаем внимание, — как кандидат говорит о результате. Если он сложился сам собой, так получилось, кто-то помог, это вас как специалиста не красит. Лучше расскажите о своих действиях, принятых решениях, использованных способах управления командой. Это дает понять, что человек знает, что делает, и сможет ли повторить это на новом месте работы.
4 совета, как пройти собеседование по телефону
1. Не говорите слишком много
Залог успешного телефонного интервью — приветливость без излишней болтливости. Отвечайте доброжелательно и развернуто, но только по делу. Для более подробных историй о вашем профессиональном опыте будет достаточно времени при личной встрече.
2. Не стесняйтесь назначить другое время
Если рекрутер позвонил вам внезапно, вы всегда можете попросить связаться в более подходящий момент. Особенно если сейчас вы заняты: обедаете, гуляете с собакой, едете за рулем. Вести разговор, когда на фоне кто-то шумит, а сам собеседник жует и постоянно отвлекается, не понравится никому.
3. Попросите напомнить о вакансии
Если вы не понимаете, из какой компании вам звонят и по какой должности, скажите об этом сразу. Например, так: «Я откликался на несколько предложений. Пожалуйста, уточните, о какой вакансии идет речь». Это совершенно нормально и однозначно лучше, чем весь разговор не понимать, кто вам позвонил.
4. Задавайте вопросы
У вас наверняка есть свои требования к работе, и работодателю лучше узнать о них сразу, а не на финальном этапе собеседования. Смело спрашивайте обо всем, что не рассказал HR-менеджер: график, расположение офиса, должностные обязанности, перспективы карьерного роста. Эти вопросы показывают вашу заинтересованность и позволяют сразу отсечь предложения, которые вам не подходят.
Коротко о главном
Телефонное собеседование — один из этапов отбора соискателей. Оно позволяет рекрутеру быстро отсеять неподходящих кандидатов.
Обычно интервью по телефону занимает около 10–15 минут, за которые специалист по найму успевает узнать о соискателе главное и составить первое впечатление.
Основные преимущества собеседования по телефону в том, что оно проходит быстро, удаленно и в любом месте. Но есть и минусы: рекрутеры не всегда предупреждают о звонке, поэтому кандидат может быть застигнуть врасплох. Кроме того, не всем удается произвести хорошее впечатление в коротком разговоре.
Телефонное интервью нужно, чтобы понять, подходит ли кандидат по базовым критериям. Поэтому чаще всего спрашивают об опыте, образовании и зарплатных ожиданиях. HR-менеджер может задать и каверзные вопросы, ответы на которые лучше продумать заранее. Например, почему вы уволились с предыдущего места работы и каковы ваши зарплатные ожидания.
Чтобы успешно пройти собеседование по телефону, нужно:
- быть приветливым, но не слишком болтливым;
- выбрать удобное время для разговора, чтобы не было посторонних шумов и отвлекающих факторов;
- задавать вопросы — это покажет работодателю вашу заинтересованность и позволит сразу отсечь предложения, которые вам не подходят.