Ваш регион Москва?

Критикуешь — предлагай: как реагировать на критику на работе и критиковать самому

12.11.2024

Советы и лайфхакиСаморазвитие

Не всем бывает просто принять критику своей работы. Особенно если она неконструктивна. Рассказываем, как справиться с эмоциями, правильно реагировать на замечания и почему одни чувствительнее к «разносам», чем другие.

Получив критический отзыв, в первую очередь оцените, не агрессия ли это.

Дарья Батура

кризисный психолог и гештальт-терапевт

Конструктивная критика направлена на конкретные действия или результаты, она призвана помочь и улучшить ситуацию. Агрессия чаще всего нацелена на личность и может содержать уничижительные замечания и оскорбления. Иногда уже при первой встрече заметно, как человек подает обратную связь: если он часто критикует, не предлагая альтернативных решений или с явным пренебрежением, это может быть знаком будущим проблем.

Если вы видите агрессию, нужно ответить оппоненту вежливо, но четко обозначив свою позицию: мне неприятен ваш тон, давайте будем общаться более уважительно друг к другу. Молчать и «проглатывать» унижение нельзя: это станет сигналом, что в дальнейшем ваши личные границы можно нарушать. 

Но даже если критика конструктивна, реагировать на нее не всегда получается адекватно. В большинстве случаев она задевает нас за живое практически буквально: пульс учащается, плечи напрягаются, у некоторых сжимаются кулаки, кто-то краснеет. В таком состоянии трудно оставаться объективным, и контроль у разума перехватывают эмоции.

Почему мы остро реагируем на критику своей работы

Виной острой реакции на критику является не собеседник и не его отношение к нам или нашей работе, а мы сами и личные психологические несовершенства.

1. Внутренний критик. Постоянное недовольство собой окрашивает любые замечания со стороны в еще более мрачные тона. Все критические комментарии приводят к мысли «я так и знал, что сделал все плохо».

2. Психологическая травма. Для человека, пережившего травмирующую ситуацию, любая критика и даже незначительные замечания могут стать очень болезненными, так как нервная система уже измотана. Небольшие недочеты в проекте становятся провалом, а вместо доработки хочется все бросить или вовсе уволиться.

3. Нарциссизм. Речь не о самовлюбленных людях, а о тех, кто составляет мнение о себе, ориентируясь на суждения других. Для них критика — то, что способно «высветить» дефекты, в том числе и для окружающих. Логика примерно такая: я допустил ошибку — теперь все думают, что я плохой работник.

4. Низкая самооценка. Из-за того, что человек постоянно чувствуете себя «на дне», критика ставит его в настолько унизительное положение, что становится травмой. Такие люди часто боятся браться за работу и остро переживают даже мелкие неурядицы. От них можно услышать что-то в духе «я так и знал, что не справлюсь».

5. Синдром самозванца. Человек считает, что его достижения не заслужены или стали случайностью, поэтому критика становится подтверждением того, что он не на своем месте. 

6. Перфекционизм. Человеку кажется, что он всегда недостаточно хорош, а критика это подтверждает. Перфекционист рассуждает так: «Я недостаточно старался, я мог сделать лучше, эти ошибки очень глупые».

7. Неспособность выносить чужой дискомфорт. Люди, которые привыкли подстраиваться под других, могут тяжело переживать, если из-за них у кого-то возникают проблемы. «Я плохо сделал свою работу, теперь коллегам придется помогать мне / переделывать мой проект, они больше не захотят со мной работать».

8. Депрессия. Даже если работу критикуют по существу, у человека нет сил, чтобы с этим справиться и тем более исправить ошибки. Это лишь подтверждает, что в жизни ничего хорошего не происходит.

Дарья Батура

кризисный психолог и гештальт-терапевт

Исследования показывают, что 15–20% людей могут быть более чувствительными к внешним раздражителям и переживаниям. Для них важно развивать навыки саморегуляции: делать паузу перед ответом, практиковать методы релаксации, например, мышечную релаксацию по Джекобсону, и искать поддержку у близких.

Как не стоит реагировать на критику

Есть три типа поведения, знакомые многим из уроков биологии: бей, замри, беги.

Контратака (бей)

Любимый детский прием — ответить на замечание «сам такой!» или «а ты так же делал!». Но встречная критика, высказанная на эмоциях, вряд ли будет конструктивной и лишь усугубит конфликт. Плюс после обидных фраз, сказанных сгоряча, примириться будет сложно. Помните, что вы обсуждаете рабочие вопросы и конкретный проект, а не личности друг друга.

Замирание

Когда вместо ответа мы решаем промолчать. В таких случаях оппонент может подумать, что с ним согласились или что не отвечают назло. Оба варианта не дадут продуктивного решения. В первом случае собеседник подумает, что вы в точности внесете все корректировки, что приведет к новому витку той же ситуации. Во втором — что вы игнорируете замечания и, как следствие, его профессиональный опыт. 

Оправдание (беги)

Так как триггером выступает не столько сама критика, сколько негативные эмоции и переживания, которые она вызывает, то оправдание — первое, что приходит в голову многим. Человек пытается убедить, что он не виноват, что такое решение ему подсказали коллеги или он увидел его в другом подобном проекте, а замечание оппонента несправедливо. Такая тактика тоже неверна. Во-первых, так мы унижаемся и занимаем позицию, схожую с детской. Во-вторых, оправдания критикующему ни к чему: ему нужны конкретные действия для исправления ситуации.

Как правильно реагировать на критику

Если критика вас задела, постарайтесь взять паузу и успокоиться. По возможности попросите пару минут, чтобы собраться с мыслями. За это время проанализируйте замечания и найдите в них рациональное зерно. А далее действуйте по одной из схем.

Признание 

Первый вариант — признать правоту оппонента и сказать, что вы учтете его замечание и подумаете, как скорректировать работу:

Да, вы правы, этот момент можно было сделать лучше. Может быть, вот здесь я могу…

Или:

Соглашусь, здесь для иллюстрации нужна статистика. Я дополню исследование в ближайшее время.

Постарайтесь найти в словах собеседника что-то полезное, тот момент, на который вы действительно не обратили внимание и который можно исправить. Зачастую люди критикуют всю работу из-за одной детали, которая пришлась им не по вкусу.

Перефразирование

Иногда, чтобы наладить контакт и прийти к компромиссу, нужно показать собеседнику, что вы его слышите и внимательно следите за его мыслью. Для этого можно уточнить, правильно ли вы поняли его замечание, перефразировав его слова.

Например:

— Мне не нравится синий цвет на этом макете, и посыл не в нашем стиле.
— Правильно ли я понял, что вы бы хотели изменить цветовую гамму и слоган?

Уточняющие вопросы

В ситуации выше оппоненту можно задать дополнительные вопросы, например, какую именно цветовую гамму он бы предпочел:

Как думаете, нам следует сосредоточиться на оттенках красного или стоит взять дополнительные цвета? 

Это покажет вашу заинтересованность в поиске решения и позволит избежать додумывания того, что человек не имел в виду. Как итог — сэкономленные нервы и время.

Одобрение

Сгладить углы поможет похвала собеседника. Но не в стиле «ты замечательный и талантливый, давай забудем о проблеме». Здесь нужна реальная оценка достоинств человека или его опыта. 

Например, в ответ на критику вы можете сказать:

У вас большой опыт работы, и обратная связь от вас для меня очень важна. Но в этом моменте я не могу с вами согласиться… 

Помните, что не все любят похвалу, и реагировать даже на такие слова могут агрессивно.

Признание собственных заслуг

Если вашу работу критикуют и говорят, что «все плохо», обратите внимание собеседника на моменты, которые у вас получились. Признайте ошибки, но отметьте, что они — неизбежная часть любой работы.

Например:

Да, над некоторыми моментами еще нужно подумать, но я проделал большую работу за короткий срок, поэтому допустил некоторые ошибки.

Критиковать оппонент может как один на один, так и на глазах у коллег. В обоих случаях главное — поддерживать уважительный тон и не переходить на личности.

Дарья Батура

кризисный психолог и гештальт-терапевт

Когда критикуют на глазах у коллег, многие испытывают стресс и давление, что усложняет реакцию. Но важно сохранять профессионализм. Можно сказать что-то вроде: «Спасибо за замечание, я посмотрю, как это исправить». Вам необязательно отвечать прямо сейчас. Подумайте и вернитесь к разговору на следующий день. Но в обоих случаях поддержание уважительного тона — ключевой момент.


Общаясь тет-а-тет, тоже можно чувствовать себя уязвимым. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь обратить внимание на то, как вы дышите, сделать медленный, глубокий вдох и выдох. Слушайте, задавайте уточняющие вопросы и избегайте оборонительной позиции.

Как критиковать себя

Самоедством любят заниматься многие, но, по сути, это агрессия, направленная на самого себя. Чтобы развиваться и работать над ошибками, критику необходимо перевести в созидательное русло.

Дарья Батура

кризисный психолог и гештальт-терапевт

Важно делать это конструктивно: фокусируйтесь на конкретных действиях, а не на личности. Например, вместо «я неудачник» лучше сказать «я не справился с этой задачей, и вот что я могу сделать лучше». Регулярно подводите итоги, чтобы увидеть свой прогресс и учиться на ошибках.

Как критиковать других

Психологи отмечают, что традиционно в русской культуре люди плохо взаимодействуют с личными границами, не умеют справляться с собственным дискомфортом и требуют от себя и других соответствия высоким стандартам. Из-за этого критика часто бывает деструктивной и бессмысленной.

Частые ошибки 

1. Мнение без запроса: если вашего совета не просили и контроль работы сотрудников не входит в ваши обязанности, лучше оставить свои соображения при себе.

2. «Я-сообщения» по типу «мне неинтересно / не понравилось / показалось бесполезным»: это субъективные эмоции без конкретики, которые больше говорят о критикующем, чем о чужой работе.

3. Примитивная реакция: из «плохо / ужасно / скучно» нельзя вынести никакой пользы, такие замечания слишком абстрактны.

4. Переход на личности: человек и его работа — это две разные сущности, и личные разногласия или неприязнь не должны мешать делу. 

5. Агрессия, которая включает грубость, сарказм, иронию: это приведет лишь к конфликту и не поможет исправить ошибки.

6. Чрезмерная экспертность: когда человек слишком подробно объясняет ошибки, буквально разбирая по винтикам каждую, он как бы подчеркивает некомпетентность исполнителя. 

7. Обесценивание: знакомые многим фразы в духе «я такое на коленке сделаю» или «и на это у тебя ушло столько времени?» не помогают исправить ситуацию и приводят лишь к тому, что человек вовсе перестает стараться.

Вот несколько простых правил, как правильно критиковать

1. Начинайте с положительного. Важно, чтобы вы были искренни, а ваше замечание было конкретным, а не абстрактным. По ходу разговора можете подкреплять свою доброжелательность располагающими жестами, улыбкой.

Вы отлично справились со сбором статистики, но на графиках эти данные отображены недостаточно четко.

2. Уберите негативные эмоции на время разговора, чтобы не провоцировать собеседника на отрицательную реакцию. 

3. Конкретизируйте замечания и подробно описывайте то, что вам хотелось бы доработать. Поэтому перед разговором вы сами должны определиться, что именно вам не нравится.

Макет слишком перегружен деталями, из-за этого создается визуальный шум, который отвлекает от главного.

4. Акцентируйте внимание на работе, а не на личности исполнителя.

5. Если замечаний много, начните с двух–трех серьезных недочетов, а остальные раскройте по ходу разговора.  

6. Предложите решения либо подскажите, в каком направлении двигаться для исправления ошибок. 

Мне кажется, тексту не хватает конкретики и иллюстраций: нужно добавить статистику из годовых отчетов и вынести схемы на изображения, чтобы они были более наглядными.

7. Закончите разговор на положительном моменте, чтобы приободрить коллегу и придать ему сил для доработки проекта.

Я думаю, что исправить эти недочеты для вас не составит труда. В целом презентация получилась очень красочной и динамичной, она хорошо проиллюстрирует доклад.

Алена Меркурьева

руководитель коммерческой редакции Пикабу

Важно, чтобы человек понимал, что критикуют работу, а не его самого. В идеале замечания должны касаться конкретной задачи, а не умений или качеств сотрудника.


В личном разговоре я не просто указываю на недочеты, а подчеркиваю сильные стороны сотрудника. Начинаю с того, что получилось классно и что человек привнес. Похвала помогает создать позитивный настрой. А дальше перехожу к обсуждению проблемных зон и ситуаций.

Я придерживаюсь принципа диалога: объясняю, почему стоило сделать именно так, а не иначе. Хочется, чтобы человек понимал причину изменений, а не слепо следовал инструкциям, потому что «мне так сказали». Я скорее даю направление и помогаю увидеть недочет, если он там на самом деле есть. В итоге моя обратная связь больше похожа на совместный поиск решений, чем на критику.

Правильная реакция на критику и адекватные отзывы на работу других — навык, который можно тренировать так же, как и мышцы. В итоге вы сами увидите, как изменятся отношения в коллективе и атмосфера в целом.

Читайте также:


Поделиться: