Ваш регион Москва?

Как составить портфолио для работы: ошибки, советы и онлайн-конструкторы

18.06.2024

Советы и лайфхакиПортфолио

Портфолио — обязательный инструмент для маркетологов, дизайнеров, редакторов и других специалистов, которые работают с проектами. Расскажем, как его собрать, какие программы помогут, какие типичные ошибки бывают и как их не допустить. 

Что такое портфолио

Портфолио — это кейсы и работы, которые наглядно показывают ваши навыки и наработанный опыт. Оно помогает произвести впечатление на потенциального работодателя и выделиться среди других претендентов на должность или проект.

Даже если вы не одиночка-исполнитель, а часть команды, без портфолио все равно не обойтись. В каждом проекте есть области, за которые отвечает конкретный специалист. 

Чем портфолио отличается от резюме

Резюме — это сухие данные: где учились, где работали, какими навыками владеете. Все в сжатом виде и без лишних подробностей. Главная задача резюме — обеспечить собеседование по вакансии.

Портфолио же — ваша визитная карточка, в которой вы наглядно демонстрируете свои сильные стороны и профессиональные качества. Здесь вы показываете примеры своих работ и рассказываете о проектах, в которых участвовали.

Каким специалистам нужно портфолио

Есть сферы, в которых без портфолио не обойтись:

  • Креативщики. Дизайнеры, фотографы, художники, копирайтеры, редакторы и так далее. Они размещают в портфолио свои тексты и посты, макеты, рисунки, картины и брендбуки.
  • Айтишники. Клиенты хотят видеть, какие программы вы способны создать, какие подходы используете, как структурируете код. Расскажите, какие задачи решали, какие возникали сложности и как вы с ними справлялись.
  • Педагоги. В их портфолио должно быть описание реализованных образовательных проектов, программ и методик.
  • Строители. Сюда относятся архитекторы, инженеры, проектировщики, специалисты по BIM-моделированию. В портфолио они демонстрируют свои проекты и разработки.

Как правильно составить и оформить портфолио

Первое впечатление о портфолио зачастую становится определяющим. Поэтому его оформление задает тон всем вашим работам. 

Вот основные рекомендации по составлению портфолио:

  • Оформите первую страницу. Здесь укажите свои контактные данные, ссылки на соцсети и мессенджеры, поставьте свою фотографию. Также напишите краткую информацию о себе: профессиональные достижения, навыки, предпочтительные задачи.
  • Отберите лучшие работы. Включите только самые сильные и яркие примеры, которые покажут ваши скиллы и то, какие задачи вы умеете решать.
  • Добавьте кейсы. У каждой работы сделайте краткое, но емкое и четкое пояснение: какие задачи ставились, что вы делали, какие результаты получили.
  • Добавьте количественные показатели. По возможности приводите цифры, которые демонстрируют эффективность ваших решений (объем продаж, экономия средств, рост клиентов и так далее).
  • Продумайте дизайн и оформление. Портфолио должно быть стильным, лаконичным и удобным для восприятия. 

В конце еще раз укажите свои контакты, но уже в сжатой форме — так эйчару будет проще ориентироваться. А дальше добавляйте портфолио к своему резюме и рассылайте потенциальным работодателям.

Сколько должно быть работ в портфолио

Нет правила «у кого больше проектов, того и наймем», поэтому ни один работодатель не будет считать точное количество работ в портфолио. 

При этом эйчар должен увидеть, на что вы способны, и не заблудиться среди массы проходных работ. В целом количество проектов колеблется от трех до 15. У новичков их может быть один–два, это нормально. Главное — грамотно их подать.

Что делать, если нечего добавить в портфолио

Начинающим специалистам и вчерашним студентам негде взять полноценные проекты для портфолио. Но это не повод отчаиваться, есть несколько способов исправить эту ситуацию.

1. Сделайте демо-работы. Придумайте несколько проектов специально для портфолио. Это могут быть макеты, прототипы, концепт-арты для настоящей компании или выдуманной.

2. Используйте тестовые задания. Расскажите, какие перед вами стояли задачи, как вы над ними работали, какие были вводные. Так будущий работодатель поймет, как вы подходите к решению вопросов и какие методы используете.

3. Соберите учебные или курсовые работы. Если вы студент или проходили обучение для смены профессии, включите в портфолио лучшие курсовые, лабораторные и исследовательские проекты.

4. Разработайте личный бренд. Дизайнеры могут создать свой логотип и визитку или оформить паблик в соцсетях. Это продемонстрирует ваши навыки и креативность.

Где разместить портфолио

Выбор сервиса для размещения портфолио напрямую зависит от того, что и как вам важно в нем показать. Лучше выкладывать примеры работ сразу на нескольких площадках. Тогда ваше портфолио увидит больше потенциальных работодателей.

  • Behance. Одна из самых популярных площадок для дизайнеров. Можно легко загружать проекты и настраивать внешний вид портфолио. А еще удобно делиться своими работами и получать фидбек. Сервис бесплатный.
  • Adobe Portfolio. Интегрируется с Behance и позволяет быстро сделать собственный сайт-портфолио. Есть готовые шаблоны и кастомизация. Подходит для дизайнеров, фотографов, верстальщиков. При использовании подписки Creative Cloud Adobe Portfolio будет бесплатным.
  • Google Docs. Отличный вариант для создания простого портфолио. Главные плюсы — бесплатность, простота в использовании и возможность автосохранения. Можно легко структурировать информацию по разделам, добавлять картинки, ссылки, видео, настраивать дизайн и стили. Подойдет для большинства специалистов. Сервис бесплатный.
  • Notion. Сервис для создания заметок, баз данных, таблиц, канбан-досок. Здесь также можно сделать страницу с портфолио с нуля или воспользоваться шаблонами. В Notion портфолио можно адаптировать под разные задачи. Чаще всего его используют копирайтеры, редакторы, дизайнеры и другие креативщики. Сервис бесплатный для личного пользования. Платные тарифы предусмотрены для маленьких студий и компаний. 
  • Биржи фриланса. Это сайты, на которых работодатели выкладывают задачи и ищут исполнителей для выполнения конкретных задач. Для размещения портфолио надо создать аккаунт. Есть тематические биржи. Например, для копирайтеров — Etxt.ru. Берете заказ, выполняете — и готовая работа появляется в вашем профиле в портфолио. Для айтишников подойдет Хабр Фриланс. Портфолио можно разместить бесплатно. Также есть «общие» биржи для разных специалистов, например Freelance.ru. Портфолио размещается бесплатно, PRO-аккаунт для откликов стоит от 999 рублей в месяц.
  • Конструкторы сайтов. В них есть готовые блоки, с помощью которых можно быстро сверстать портфолио. Например, в Tilda каждый шаблон легко адаптировать для своих задач. Бесплатно можно сделать один сайт, пять обойдутся в 1000 рублей в месяц. В таких конструкторах создать портфолио могут специалисты самых разных профилей.

Какие ошибки встречаются в портфолио и как их не допускать

Бывает так, что вы сделали портфолио, добавили в него работы, но после отправки работодателю вам только отказывают или ничего не отвечают. Возможно, виной тому — типичные ошибки.

1. Отсутствие структуры и логики. Портфолио должно быть четко организовано, с понятной навигацией. Разбейте проекты на категории и расположите их в логичном порядке, например по дате. Так эйчару или работодателю будет проще ориентироваться.

2. Плохое оформление. Ваше портфолио — фактически ваше лицо. Позаботьтесь о том, чтобы оно выглядело опрятно и профессионально. Выберите простой лаконичный дизайн и избегайте визуального шума. Проследите, чтобы все элементы находились на своих местах.

3. Много лишней информации. Не перегружайте портфолио ненужными деталями. Включайте только лучшие проекты и добавляйте к ним краткие, но емкие описания. 

4. Несоответствие вакансии. Подстраивайте портфолио под конкретную должность. Выбирайте проекты, которые демонстрируют скиллы и опыт, востребованные для этой позиции. Можно сделать несколько вариантов портфолио.

5. Непонятная подача проектов. Для каждого проекта обязательно укажите свою роль и задачи, за которые вы отвечали. Так работодатель лучше поймет ваш вклад и компетенции.

6. Редкие обновления. Поддерживайте портфолио в актуальном состоянии, чаще добавляйте свежие интересные проекты. Старые можно удалять, если они уже не представляют ценности.

Правильно подобранные и оформленные работы помогут вам найти работу мечты. Не поленитесь и потратьте время на создание грамотного и качественного портфолио, и у вас обязательно все получится. 

Читайте также:


Поделиться: