Профессия — продавец: обязанности, карьерные перспективы и зарплата
25.12.2024
Работа продавца — одна из самых распространенных, поэтому и вакансий публикуется много. Рассказываем, как среди них выбрать подходящие, как правильно откликнуться и какие есть карьерные перспективы.
Задачи и обязанности продавца
Основная обязанность продавца — реализация товаров или услуг на торговых площадках. Но это далеко не все. Вот что входит в основные задачи.
- Консультирование клиентов: сюда относится знание ассортимента, умение отвечать на вопросы и предлагать товары или услуги под потребности покупателей.
- Активные продажи: предложение дополнительных и акционных товаров.
- Работа с кассой: у продавца должны быть навыки обработки наличных и безналичных расчетов.
- Поддержание порядка в торговом зале: выкладка товаров по стандартам мерчандайзинга и наведение чистоты на точке — тоже задача продавца.
- Обработка возвратов и решение конфликтных ситуаций: важно знать политику магазина и быть готовым к работе с недовольными клиентами.
- Инвентаризация и учет товара: часто продавцы участвуют в проверках запасов на складе и их соответствия учетным данным.
- Работа с рекламными материалами: оформлением акционных витрин, проверкой актуальной информации о товарах, расклейкой рекламных объявлений тоже занимаются продавцы.
- Работа с программами лояльности: продавец должен знать и предоставлять покупателям всю информацию об актуальных акциях, бонусной системе магазина и ее условиях.
Специализации в профессии
В зависимости от сферы деятельности и типу работы можно выделить разные специализации продавцов.
По типу товаров:
- Продавец продовольственных товаров работает в основном с пищевой продукцией. Для этого нужно знать определенные правила и оформить медицинскую книжку.
- Продавец непродовольственных товаров работает с электроникой, одеждой, косметикой, мебелью и другой продукцией. Здесь важно хорошо знать специфику продукции и помогать покупателям с выбором.
По типу работы:
- Продавец-кассир: главная задача — работа с кассовым оборудованием, контроль расчетов и ведение кассовой документации.
- Продавец-консультант: основной акцент работы — на консультировании покупателей и помощи в выборе товаров.
- Торговый представитель: работает с бизнесом — магазинами, сетями, торговыми точками — и представляет интересы своей компании, ищет точки сбыта продукции, предлагает и продает товар конкретного производителя.
Какие навыки нужны продавцу
Как правило, жестких требований в вакансиях работодатели не предъявляют. Зачастую компании принимают людей даже с минимальным опытом или совсем без него и организуют обучение. Но все же некоторые качества и умения будут бонусом при трудоустройстве.
Профессиональные навыки
- Основы продаж. Нужно уметь работать с возражениями, выявлять потребности клиента и предлагать релевантные товары и услуги.
- Навыки работы с кассовым оборудованием. Нужно обрабатывать платежи, возвраты, обмены и другие операции.
- Знание ассортимента и характеристик товаров. В крупных магазинах часто требуется разбираться в специфике определенной продукции: техники, косметики или продуктов питания. Чаще всего сотрудники проходят обучение, а затем тестирование по продукции.
Гибкие навыки
- Коммуникабельность. Продавец общается с клиентами ежедневно, поэтому умение слушать и находить к ним подход критически важно.
- Стрессоустойчивость. Покупатели бывают разными, и способность сохранять спокойствие даже в негативных ситуациях — необходимый навык.
- Физическая выносливость. Продавцам приходится работать на ногах. Зачастую нагрузка сильно увеличивается в вечернее время или перед праздниками.
- Решение конфликтов. Продавец должен тактично и конструктивно находить выход из спорных ситуаций.
«Магнит»
команда подбора персонала
Особенных навыков для работы продавцом не требуется. Мы всегда научим и поможем. Главное — это:
Плюсы и минусы профессии
Продавцом не так сложно устроиться, и это один из больших плюсов. Но, как и в любой профессии, здесь есть минусы, о которых лучше узнать заранее.
Плюсы
- Быстрое трудоустройство: вакансии продавцов открыты во всех регионах, а отбор не предполагает длительного и многоэтапного собеседования.
- Обучение и развитие: работа продавцом позволяет прокачать навыки общения и работы с людьми.
«Магнит»
команда подбора персонала
Помимо привычных рабочих процессов, у нас предусмотрены корпоративные мероприятия и конкурсы профессионального мастерства, где каждый может проявить себя. И конечно, есть возможность изучать вебинары от наших партнеров на разные жизненные темы, бесплатно читать книги или учиться новой профессии.
- Хороший карьерный старт: можно устроиться продавцом, не имея за плечами совсем никакого опыта, поэтому работа подойдет студентам и выпускникам. А если развиваться в этом направлении и дальше — вырасти и до директора магазина.
- Гибкий рабочий день: многие магазины предлагают сменный график. Это удобно для тех, кто совмещает работу с учебой или другой занятостью.
Анна
два года работала в магазине одежды
Рабочий день начинался с 12:00, 14:00 или 16:00. Иногда ставили смены с 18:00, когда было мало покупателей. Но заканчивали мы всегда в 22:00. Изредка можно было работать с утра и до обеда — примерно до 14–16 часов, но обычно в это время мало людей, поэтому на смену выходил кто-то из начальства.
- Корпоративные привилегии: для штатных сотрудников многие магазины предусматривают скидки и бонусы.
Минусы
- Эмоциональные и физические нагрузки: постоянное взаимодействие с людьми, решение конфликтов и длительное пребывание на ногах сильно выматывают.
- Нестабильный заработок: зарплата продавцов часто зависит от системы бонусов и оборотов конкретного магазина. Иногда выплаты работникам могут меняться из-за личного и командного объема продаж.
- Плавающий график: посменная работа нередко выпадает на выходные и праздничные дни и может не подходить тем, кто привык к «стандартному», фиксированному расписанию.
Анна
два года работала в магазине одежды
Самое сложное в работе продавца — это то, что она на ногах. Если смена с 12 или 14 до 22 часов, то к концу дня болит все, особенно поясница. Иногда нужно было убираться в зале или примерочных: мыть зеркала, протирать полки, пылесосить. Это несложно, но если в магазине много покупателей, параллельно нужно еще следить за залом.
Зарплата продавца
По данным исследований, средняя зарплата продавца в России в 2024 году составила около 46 000 рублей в месяц, однако этот показатель варьируется в зависимости локации и типа магазина.
В Москве и Санкт-Петербурге много предложений с доходом около 70 000 рублей, а в регионах встречаются вакансии с зарплатой 35 000 рублей. Назвать точные цифры тяжело: во многих магазинах они зависят также от показателей эффективности работников.
Карьера продавца: куда расти
Несмотря на стереотипы, в этой профессии вполне возможно построить карьеру. В крупных компаниях специалисты продвигаются до старших продавцов, супервайзеров, администраторов и даже управляющих магазином. Также работники могут перейти в смежные области: мерчандайзинг, логистику или маркетинг, особенно если пройти дополнительное обучение.
«Магнит»
команда подбора персонала
У нас для каждого формата магазина разработаны карьерные треки. В них учтены не только особенности адаптации, но и временные показатели. Например, вырасти от продавца до директора магазина в среднем можно за 8–10 месяцев работы.
Как устроиться продавцом: пошаговый план от поиска до собеседования
Торговые сети растут и масштабируются, поэтому вакансий в этой сфере всегда хватает. Необязательно откликаться на все подряд, выбирайте те предложения, которые подходят вам по интересам и другим параметрам: от графика до местоположения магазина.
1. Составьте или освежите резюме. Включите в него навыки общения, уровень ответственности, опыт работы с клиентами и готовность к обучению. Детально мы разбирали эту тему здесь.
2. Настройте фильтры по вакансиям. На сайте по поиску работы вбейте название должности: общее (продавец) или более конкретное (продавец-кассир в продуктовом магазине). Чтобы исключить неподходящие предложения, в расширенном поиске заполните нужные параметры и установите ограничения: отметьте локацию, желаемый рабочий график и другие пункты.
3. Не откликайтесь только на одну вакансию. Выберите несколько подходящих, заполните все обязательные поля, прикрепите резюме и напишите небольшое сопроводительное письмо. В нем кратко расскажите о своем релевантном опыте, мотивации и ключевых навыках.
4. Подготовьтесь к собеседованию. Часто на них работодатели проверяют, насколько хорошо вы можете общаться с клиентами. Поэтому продумайте приблизительные ответы на вопросы о стрессоустойчивости и вспомните пару примеров, когда вы разрешали конфликтные ситуации или закрывали возражения клиентов.
5. Пройдите обучение внутри компании. Многие магазины предлагают программы подготовки новых сотрудников, которые помогут познакомиться с основными аспектами работы.
Посмотреть вакансии продавца в «Магните» в своем городе можно на Пикабу Работа. «Магнит» — это магазины в 67 регионах страны и почти 3 900 населенных пунктах. Ищите свой!
Читайте также:
Водитель-курьер на личном авто
З/п не указана
Golang-разработчик в команду виртуального ассистента «Секретарь»
З/п не указана
Специалист отдела сопровождения банковских продуктов и систем L3
З/п не указана
Швея
от 100 000 до 180 000 руб.
Оператор термопластавтомата (ТПА) / литейщик пластмасс
от 80 000 руб.
Golang-разработчик в компьютерное зрение
З/п не указана